Учет основных средств в программе 1С Бухгалтерия
Основные средства - это материальные и нематериальные активы, которые предназначены для долгосрочного использования организацией в её хозяйственной деятельности.
Эти активы не предназначены для продажи и участвуют в производстве товаров или оказании услуг. Основные средства могут включать в себя такие объекты, как недвижимость, машины, оборудование, автотранспорт, компьютеры, лицензии, патенты и другие долгосрочные активы, которые организация использует для своей деятельности. Основные средства обычно амортизируются на протяжении длительного времени и остаются на балансе предприятия.
Учет основных средств (далее "ОС") может сопровождаться спорными моментами, поэтому пользователи программы 1С вынуждены обращаться с вопросами к специалистам. Рассмотрим этот аспект в деталях учет ОС в программе 1С-Бухгалтерия.
Порядок регулирования учета ОС
В 2022 году был принят закон, в котором говорится, что учет по основным средствам регулируют Федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ).
К основным средствам относятся активы, одновременно соответствующие следующим условиям:
- Обладают материально-вещественной формой;
- Применяются в работе предприятии (на производстве, при выполнении работ, предоставлении услуг, реализации товаров и пр.);
- Срок полезного использования превышает 12 календарных месяцев;
- Ресурс является экономически выгодным для предприятия.
ОС отражается в бухгалтерии по изначальной цене, включающей все капиталовложения, которые были затрачены на приобретение объекта.
Капиталовложения – это следующие расходы:
- Средства, которые были вложены при покупке продукта (оплата продавцу);
- Расходы по доставке, установке и т. п.;
- Стоимость пусконаладочных работ;
- Размер по ликвидации обязательств по оценке будущего демонтажа, утилизации, возврату окружающей среды в первоначальное состояние.
После принятия обновленного стандарта появилось понятие ликвидационной стоимости. Речь идет о той величине, которую предприятие могло бы получить при выбытии объекта ОС (материальные ценности, которые остаются после вывода объекта принимаются во внимание). То есть, учет ОС включает вычет потенциальных расходов, связанных с выбытием.
Есть случаи, когда ликвидационная стоимость признается нулевой:
- При выбытии объекта после истечения срока эксплуатации поступлений не ожидается;
- Размер, который ожидается при выбытии, не играет большой роли для экономики предприятия;
- Сумму, которая ожидается при выбытии объекта ОС, не определена.
Настройки 1С Бухгалтерии для ведения учета основных средств
Перед началом практического использования программы 1С для учета ОС, рекомендуется выполнить проверку настроек. От этого зависит корректность учета.
Все настройки можно открыть из раздела "Главное".
Обзор функциональных возможностей
1С Бухгалтерия – это очень функциональная программа, обладающая рядом возможностей. Её настройки позволяют активировать или деактивировать некоторые справочники, документы, данные и даже целые разделы учета. Таким образом можно гибко адаптировать программное обеспечение под конкретные потребности.
Из раздела "Основные средства" можно включить доступ к работе с ОС. Также предусмотрена возможность активировать ведение учета по имуществу, связанному с договорами, лизингом, бухгалтерского учета прав эксплуатации арендованным и арендуемым имуществом, учета по группам объектов основных средств.
Политика учета
Учетная политика – это совокупность методов, предназначенных для ведения учетной деятельности конкретной организации. В рамках учета ОС необходимо выбрать период начала применения ФСБУ 6 (ОС) и ФСБУ 25 (Бухгалтерский учет аренды).
Отчетность и налогообложение
В разделе "Настройки налогов и отчетов" пользователь может выбрать налоговую систему, задать методы налогового учета, определить настройки для каждого из налогов отдельно. А именно, нужно закрепить метод, на основании которого будет начисляться амортизация для амортизируемых имущественных ценностей.
Справка! Если это здания и сооружения, относящиеся к 8-10 амортизационным группам, то для них всегда настраивается линейная амортизация.
Как заполнять карточку по основному средству
Весь спектр ОС находится в справочнике (ОС и НМА – Основные средства).
Первоначальное формирование карточки по ОС требует внесения следующей информации:
- Учетная группа ОС (нужно выбрать из списка);
- Наименование (полное наименование основного средства с комментарием);
- Группа (этот параметр задается в том случае, если иерархический справочник включат папки и подпапки);
- Адрес (нужно указать фактическое местонахождение основного средства);
- Имущественный налог (особенности налогообложения).
В классификации выбираем следующее:
- ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) – код;
- Амортизационную группу (выбираем из списка).
В данных о карточке инвентаризации указываем:
- Производитель;
- Серийный номер;
- Данные из техпаспорта;
- Дата производства.
Когда ОС будет поставлено на учет, в разделе бухгалтерского и налогового учета, в карточке появятся соответствующие сведения. Также появится информация о месте нахождения объекта, материально-ответственном лице, данные о постановке на учет и др.
ОС на учете автоматически получает инвентарный номер. Чтоб вывести этот номе в карточку, нужно по кнопке "Еще" (в документе) сменить форму. Затем на мониторе появится настройка формы – здесь нужно поставить флажок для внесения инвентарного номера, подтвердить действие (кнопка "ОК").
При помощи карточки можно создать печатную версию инвентарной карточки основного средства.
Приобретение ОС, постановка на учет
Далее опишем несколько вариантов отражения хозяйственной деятельности по принятию ОС в конфигурации 1С.
Упрощенная система отражения операций покупки и постановки на учет
Упрощенным способом можно внести данные об ОС, которые соответствуют ряду условий:
- Введение в эксплуатацию непосредственно после приобретения;
- ОС включает только одну номенклатурную позицию;
- Ликвидационная стоимость равна нулю;
- СПИ и цена совпадают для бухгалтерского и налогового учета;
- Отражения дополнительных расходов не предусмотрено.
Информация о поступлении и вводе в эксплуатацию отображается в документе поступления ОС.
Шапка документа будет содержать:
- Данные по контрагенту и договору;
- Местонахождение основного средства;
- Сведения о материально-ответственном лице;
- Метод отражения амортизационных затрат.
В справочнике со способами отражения расходов хранятся различные варианты отражения амортизационных затрат на соответствующих счетах. При заполнении данного параметра нужно указать расходный счет с аналитикой. В программе можно указать алгоритм деления расходов с учетом расстановки коэффициентов.
Табличный раздел документа (о приобретении ОС) нужно указать объект, суммовые показатели, учетные счета, СПИ (последний должен совпадать для БУ и НУ).
Первоначальная цена отображается на счету (08.04.2), после чего подлежит списанию в дебет (01.01).
Универсальный метод отражения покупки и постановки на учет основного средства
В данном случае речь будет идти об ОС, когда покупка сопровождается дополнительными расходами, включенными в стоимость объекта.
Упрощенным способом здесь не обойтись, поскольку для поступления и принятия на учет будут использоваться разные документы.
Поступление отражается в одноименном документе (акты, УПД, накладные) с указанием вида оборудование.
Приход отражается на счете приобретения компонентов ОС (08.04.1).
Переходим к отражению дополнительных расходов (например, по монтажу или наладке). Для этого используем документ Поступление дополнительных расходов. Его лучше всего создать по исходному документу поступления. В таком случае практически все данные будут заполнены автоматически. Создать на основании можно с помощью соответствующей кнопки.
Во вкладке "Главное" нового документа нужно указать размер дополнительных затрат, выбрать путь их распределения – в себестоимость ТМЦ с учетом суммы либо количества.
Во вкладке "Товары" будут отражаться ТМЦ, чья стоимость будет содержать расходы, документ для партии, учетный счет.
Далее создаем карточку по счету 08.04.1, чтобы подтвердить факт учета всех затрат.
Остается поставить ОС на учет и отразить ввод в эксплуатацию. Для этого предназначен документ Принятие ОС к учету.
Шапка будет содержать данные о материально-ответственном лице, местонахождении. Здесь нужно выбрать один вид операции из четырех возможных:
- Оборудование;
- Строительные объекты;
- Арендованные ил и арендуемые предметы;
- По итогам инвентаризации.
Событие может быть отражено как принятие на учет, так и принятие и ввод в эксплуатацию.
В закладку "Оборудование" указываем путь поступления, хранение и оборудование (в справочнике с номенклатурой). Учетный счет будет проставлен автоматически.
В закладке ОС нужно указать объекты после их создания.
В бухгалтерском учете будут определяться критерии, по которым начисляется амортизация. Начисление амортизации в рамках БУ может осуществляться одним из способов:
- Линейным;
- Единовременным (по фату постановки на учет);
- Путем снижения остатка;
- По суммарному количеству лет СПИ;
- В пропорции объему;
- По общепринятым нормам, на основании которых производятся амортизационные отчисления;
- По общепринятым нормам амортизационных отчислений с учетом пробега (100 км).
Документ позволяет создать печатную версию приемо-передаточного акта.
Вычет НДС по основным средствам
Для принятия к вычету НДС имеется ряд условий:
- ОС взято на учет;
- Счет-фактура, предоставленный поставщиком, прошел регистрацию;
- Эксплуатация ОС будет осуществляться в сфере, по которой предусмотрено обложение НДС.
В счете-фактуре типовой проводки для отражения вычета НДС не будет.
Для принятия налога к вычету потребуется новый документ – Формирование записей книге покупок (выбираем регламентированные операции по НДС из раздела операций).
Во вкладке приобретенных ценностей есть кнопка заполнения документа. После ее нажатия произойдет автоматическое отражение документов, для которых не было предъявлено вычета НДС ранее.
В проводках будет отражаться НДС, принятый к вычету.
Данные сохраняются в книгу покупок.
Амортизационные начисления
В конфигурации 1С Бухгалтерия амортизация начисляется автоматически. Для этого предназначена регламентированная операция (Амортизация, износ ОС) в форме закрытия месяца.
Если размер по налоговому учету не был списан в статью расходов при постановке на учет, разница во времени будет положительной.
Стоимость ликвидации не отражена. Для анализа результатов можно воспользоваться справкой-расчетом "Амортизация".
Не знаете какой продукт или услугу выбрать?
Cвяжитесь с нами или оставьте свои данные и мы свяжемся с вами