Что может измениться в электронных подписях
Ожидаемые правки федерального законодательства об электронных подписях находится на стадии рассмотрения. Чтение запланировано на текущий ноябрь (2022 года).
Одно из изменений – продление так называемого «переходного периода». Благодаря этому можно будет продолжать пользоваться квалифицированной электронной подписью, выданной коммерческим удостоверяющими центрами на имя работника предприятия по доверенности либо на имя ген. директора. Использовать их можно будет до окончания срока действия либо до 31 августа 2023 года.
Рассмотрим два вероятных варианта нововведений по ЭЦП.
Отказ от принятия законопроекта
Такой сценарий сопровождается рисками для тех, у кого нет электронной подписи физического лица на работников с МЧД либо у кого отсутствует подпись на имя ген.директора через такие УЦ:
- ФНС (коммерческие предприятия);
- Федерального Казначейства (бюджетные организации);
- Российского Банка (кредитные компании, платежные операторы и пр).
О каких рисках идет речь
- Срок действия ЭП, выданной на имя работника по доверенности, закончится 31.12.2022, независимо от официальной даты истечения срока. Если закон не утвердят, то потребуется срочный перевыпуск сертификатов на работников, выданных любым коммерческим УЦ по доверенности.
- С начала 2023 года будет изменен механизм использования ЭП.
Если на это время у компании не будет действительного сертификата на имя генерального руководителя, выданного одним из вышеперечисленных УЦ, то формирование МЧД для использования ЭП сотрудниками будет невозможным.
То есть, электронное утверждение документов с подачей регламентированной отчетности в организации контроля будет недоступным до получения сертификата на имя гендиректора через УЦ государственного типа.
Ситуация усложнится еще и тем фактором, что в данной ситуации окажется большое число организаций в одно и то же время. Как результат – очереди с задержкой выпуска сертификатов.
- При наличии действующей ЭП генерального директора, выпущенной в одном из перечисленных УЦ, без МЧД с ЭП физлица на работников, регламентированную отчетность можно будет сдавать только с подписью генруководителя.
Нюанс заключается в том, что сертификат руководителя, выданный государственным УЦ не подлежит извлечению. То есть, фактическое его нахождение ограничивается только одним токеном. Его можно использовать только с рабочего места владельца ЭП.
Утверждение законопроекта
Если законопроект будет принят, то ЭП, выданные коммерческими УЦ на работников по доверенности либо на генруководителей будут действовать до окончания периода или до 31 августа 2023 года.
С учетом потенциальных рисков, специалисты подготовили ряд полезных рекомендаций:
- Удостоверьтесь, что ЭП генерального директора выдана государственным удостоверяющим центром и ее период не истекает в ближайший период.
- Оцените порядок работы с ЭП, используемый сотрудниками для подачи отчетности.
- Если на имя руководителя не выпущено ЭП через государственный УЦ либо работники используют подпись по доверенности, настоятельно рекомендуется выпустить ЭП как можно быстрее.
Оптимальный механизм работы:
- У генерального руководителя есть ЭП, выданная государственным УЦ;
- Работники, ответственные за подписание документации или отправку отчетности, работают по схеме МЧД с ЭП физлица.
Для этого не потребуется много времени. Если вам требуется оформить электронную подпись или нужно консультация по порядку её оформления, то вы можете связаться с нами – специалисты компании «АйБиТи Консалт» помогут.
Не знаете какой продукт или услугу выбрать?
Cвяжитесь с нами или оставьте свои данные и мы свяжемся с вами